Тютринская специальная (коррекционная) школа-интернат

Пятница, 03.05.2024, 17:53

Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Блог | Регистрация | Вход
Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 98

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Наш инф

Прогноз погоды

Главная » 2011 » Декабрь » 15 » Юбилею школы посвящается....
11:16
Юбилею школы посвящается....
В Упоровском районе расположена небольшая деревенька с неброским названием – Тютрина. Но любой житель знает, что в ней находится детский дом и, навряд ли, задумывался над вопросом: «А что это – детский дом?»
Первое упоминание о Тютринской школе было найдено в архиве от 7 декабря 1932 года. Из отчёта мы узнаём:
«Адрес: Уральская область, Суерский сельсовет, селение Тютрина – Волкова. Директор школы – Тютрина Надежда Ивановна. Школа первой ступени, трёхлетка. У школы заключён договор о содействии политехнизации, всяческой помощи и поддержки с колхозом «Трактор».
29 декабря 1935 года проходит первый слёт передовых работников культурного фронта Упоровского района. О Тютринской школе отмечено, что учителям трудно работать, так как часто нет дров и керосина. Хромает работа ликбеза. Слабую помощь оказывают районные сельские поселения, сельский совет и колхоз. От их помощи зависит работа учителей.
1939 – 1940 учебный год. В Тютринской школе 62 ученика, директор-Тютрина Надежда Ивановна.
1941 год. Страшный год для каждого человека, ещё страшней для детей. Они остаются без родителей, взрослые уходят Родину защищать. На базе школы открывается детский дом №70. А в ноябре 1942 года сюда привозят детей из блокадного Ленинграда. Одной из них была Зиновьева Регина Романовна. Когда читаешь её воспоминания, равнодушным остаться невозможно. Вот лишь небольшая часть.
«Когда началась война, мне не было ещё и пяти лет. Летом 1941 года я находилась с детским садом на даче в Тереоках (теперь Зеленогорск). Очень запомнился день, когда началась война. Нас, детей, выстраивали на прогулку, и я стояла в первой паре. Только мы вышли за калитку – навстречу бежит женщина и кричит: «Война! Война! На нас напала Германия!» Тогда я не поняла, что такое война. Нас сразу привезли в Ленинград. Детские сады срочно эвакуировали. Детей посадили в автобусы, но, не доезжая, до Тихвина остановили девушки-регулировщики. Автобусы развернули и нас вернули обратно. Так я осталась в блокадном Ленинграде.
Начались обстрелы, все жильцы дома, когда звучал сигнал «воздушная тревога», спускались в бомбоубежище (в подвал дома). Туда снесли детские кроватки, игрушки, книжки. Сидели иногда часами, тогда зажигали коптилку, пламя колебалось при каждом содрогании дома, кругом метались чёрные тени, но самое главное – очень хотелось кушать – хлеба давали всё меньше и меньше. Дети сидели спокойно, прижимая к себе любимые игрушки, совсем маленькие иногда плакали, но не так как плачут сытые, здоровые дети.
Наступили холода. И к голоду, ужасу от бомбёжек, прибавился ещё и холод.
В марте 1942 года умерла мамина мама, затем умер мамин брат. В апреле 1942 года умер его сын – ему было 7 лет. Остались мы с мамой вдвоём, она еле передвигала ногами – была дистрофиком. Однажды мама повела меня в садик, на улице стоял ужасный мороз, мы шли очень медленно, так как сил совсем не было, и моя мамочка упала. Я её стараюсь поднять, а она встать не может, я плачу, тормошу её – не встаёт. Хорошо мимо проходил военный, он поднял маму и унёс в больницу, а меня увёл в детский дом. Моя тётя – Елена Тимофеевна Локтева, взяла меня из детдома и вместе с двоюродным братом устроила в интернат, который эвакуировали через Ладожское озеро. Мы переправлялась на баржах. В нашу баржу попала бомба, стала поступать вода, мы – дети стояли на скамеечках, почти по колено в воде, тихо плакали или стонали от страха, и от качки многих тошнило. Воспитатели ходили по колено в воде, утешали, давали нюхать нашатырный спирт, натирали нам виски – самоотверженные люди. И всё-таки мы дотянули до берега. На берегу нас уже встречали, переодели, накормили манной кашей. Мы тут же всё съели, вылизали тарелки. Нам показалось так мало, все просили добавки, но не дали, берегли наши желудки. Затем посадили на поезд и отправили в Сибирь. Ехали очень долго.
Сибиряки нас встретили очень гостеприимно: поселили в самом лучшем доме – двухэтажном с приусадебным участком. Всем детям сделали деревянные кроватки, матрацы набили сеном. Огород копали воспитатели и старшие дети. Я была в младшей группе – дошкольников, двоюродный брат – Рудик в средней. Старшие ребята от 12 до 14 лет занимались огородом, заготавливали сено, т. е. помогали воспитателям, старшие девочки помогали в госпитале, гладили и сворачивали бинты. Средние ребята от 8 до 11 лет ловили рыбу, ходили в лес за грибами и ягодами. А мы младшие, весной рвали крапиву, собирали ягоды. Все дети работали. Колхоз выделил корову и лошадь. Старшие ребята за ними ухаживали. Мама долго меня искала и нашла только в 1944 году, у неё сохранились письма от воспитателей и заведующей. Какие замечательные были у нас воспитатели, они с нами не только занимались, как могли, заменили нам матерей, обшивали нас, обстирывали, мыли. К каждому празднику готовили концерт и ходили с ним в госпиталь. Помимо этого, ещё такая физическая непосильная нагрузка ослабевшим, изголодавшим женщинам. Всех их можно назвать героями Советского союза.
Выдержка из письма заведующей детским домом Антонины Владимировны Викторовой: 16.01.1944 год. «Вчера прибыла из командировки из области, где пробыла 14 дней, причём сама командировка длилась 6 дней, а дорога туда и обратно 8 дней, где на машине, где пешком, но всё же преодолела. В данное время идёт набор детей старших возрастов для отправки в Ленинград на работу. Я даю пока 6 человек, от 14 до 16 лет, мальчиков».
Какая самоотверженность, какое любящее сердце надо иметь, чтобы в мороз 50-60 градусов добираться до областного города, чтобы отстоять детей, которые ещё не совсем окрепли от голода. Низкий поклон нашим воспитателям – Селянкиной Марии Михайловне и Вихровой Анне Игнатьевне. Я помню, как все вышли провожать этих мальчиков. Мне они казались такими взрослыми. Они, важные, полные достоинства, с нами прощались. Мы им завидовали, что они уезжают в Ленинград, и все плакали. А они улыбались.
В 1944 году младшая группа пошла в первый класс. Нам уже было по 7-8 лет. До 1944 года образование в школах начиналось с 8 лет, а с 1944 с семи. Мы все были очень маленькие, мне исполнилось8 лет, а рост у меня был 109 см.
И вот настал День Победы! Все обнимались, целовались, а Антонина Владимировна распорола своё единственное нарядное крепдешиновое платье, сделала из него флаг и повесила на нашем доме – это ещё один подвиг ленинградской женщины».
Много лет Регина Романовна мечтала побывать на Сибирской земле и осенью 2009 года мечта осуществилась. Она вместе с мужем и бывшей воспитанницей Суерского детского дома Антоновой Нирсой Павловной приехали в Суерку. Пробыли они три дня, но каждый день был насыщен встречами с интересными людьми, музеем в с. Упорово и, конечно, детским домом.
Ещё одна выдержка из письма Регины Романовны: «Много где я раньше бывала, видела множество рек. Но такое впечатление, которое на меня произвёл Тобол – неповторимо. Он взволновал меня до слёз. Река детства. От восторга дыхание перехватывает, комок подступает к горлу и на глаза наворачиваются слёзы. Всю жизнь буду помнить душевных сибиряков, которые спасли от голода и отогрели своим теплом ленинградских ребятишек. И спустя 64 года так тепло, как родные приняли нас».
В 1961 году Тютринский детский дом расформировали, а детей развезли в другие учреждения.
« С 15 августа 1961года на базе детского дома открыли вспомогательную школу, директором которой стал Важенин Николай Агафонович. Проработал он недолго, на смену ему пришёл Пустозёров Аркадий Андреевич. Жили и работали творчески. Музыкальную работу вёл Анатолий Кузьмич Яковлев. Был в то время свой клуб в детском доме. Он стоял на берегу Тобола. Все постройки были деревянными, ветхими, кроме кухни, которая стоит до сих пор. За забором клуба размещалась конюшня, в которой жили школьные лошади. Конюхом тогда был Переладов Яков Степанович. Держали 16 коров и свиней. Весь скот находился на подсобном дворе, где сейчас школьные склады. Дояркой работала Людмила Васильевна – спокойная, добрая и ответственная женщина. Свинаркой была Чирятьева Антонина Петровна. Когда конюх Переладов Я. С. ушёл на пенсию, его заменил Наам Пётр Петрович. Баня в то время была деревянная, в ней долго работала Шмакова Татьяна Лазаревна. Стирала она на всех детей руками, была почётным донором.
Детей в школе было 80, всего 4 группы. Воспитателями работали Седов А. М, Седова Н. К, Крикуненко Н. А, Губина Т. В, Южанин В. С, Бурова Н. А, Звягин Г. К. Учителями были Южанин А. П, Усова В. П, Шапошникова Е. К, Чуркина Е. Я, Привалова П. М. и др.» - из воспоминаний Южаниной Анны Петровны.
Много лет, вплоть до 2003 года медицинским работником была Переладова Анна Давыдовна. Она говорит: «За годы моей работы в детском доме сменилось 14 директоров. Наиболее перспективными были – Важенин Николай Агафонович, умница, очень ладил с воспитанниками; Григорьев Яков Евменович, культурный, вежливый, строгий, но весельчак; Привалова Полина Максимовна, одна из директоров детского дома, была моим личным примером во всём. Мы с ней были коммунистками с 1973 года. Её отношение к жизни во многом помогало в работе. Много лет возглавляла школу – интернат Шестакова Любовь Иосифовна. С ней было легко: по любому вопросу касающегося школьного, общественного, личного я находила понимание и поддержку».
Огромный вклад в обучение и воспитание детей – сирот вложили супруги Седовы Александр Макарович и Надежда Кузьмовна. По сей день, стоит справа от дороги, на въезд в с. Суерка обелиск, сделанный руками Александра Макаровича и воспитанников.
Много сил вложил Семёнов Александр Георгиевич. Именно под его руководством был построен спальный корпус. В тот далёкий 1979 год это здание было пределом мечтаний многих детей, ведь они переезжали из самана в просторные и светлые спальни.
Шестакова Любовь Иосифовна проработала в школе много лет директором. Именно ей пришлось руководить в тяжёлые девяностые годы. « В 1992 году я стала директором. Очень трудное время – безденежье. Средств хватало только на питание воспитанников, ни о чём другом даже не мечтали. Задерживали заработную плату, но, тем не менее, коллектив выполнял свои обязанности качественно, с энтузиазмом. Управлять школой мне помогали Половникова Л. В, Привалова П. М. Муромцева А. В, Переладов С. Ю, главный бухгалтер Привалова В. А. и молодые управленцы Тимофеева М. И. и Шестакова Л. И».
В настоящее время в школе – интернате проживает 40 детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. К нам прибывают дети со сломанными судьбами, больные и обездоленные. Задача коллектива: их отогреть, уверить в теплоту и душевность, залечить раны, социально адаптировать и выпустить самостоятельными людьми, умеющими построить свою личную жизнь и приносить пользу обществу. За последние годы многое сделано для создания условий проживания детей – это капитальный ремонт крыши на здании школы, установлена водонапорная башня, капитальный ремонт газовой котельной, проведен водопровод и канализация в здания школы, спального корпуса, медпункт, улучшена отделка стен столовой, меняется мебель.
Большую помощь оказывают члены Управляющего совета, о них я писала уже неоднократно. Это Плесовских Ю. В, Гулиев Ю.К, Могутова А. Д, Гольцман В. И, Брант В. Д, Полков В. В, Штыкова С. А, Парфентьева Е. Ф, Сарсикеев Р, Б, Токарев С. Н. И если в 1935 году не очень лестно отзывались о помощи со стороны сельских поселений. То сейчас можно сказать, что нам повезло с главой Суерского сельского поселения Полковым Виктором Викторовичем.
Учебно-воспитательный процесс осуществляют 13 учителей и 8 воспитателей. Средний возраст 43 года. Молодой работоспособный коллектив. Они могут мобилизоваться, « собрать все силы в кулак», с юмором взглянуть на тяготы своей работы и вновь пожалеть и обласкать любого ребёнка. С гордостью их называю: Шестакова Л. И, Арсентьева О. В, Токарев С. Н, Брант И. Н, Кокшарова Г. А, Сарсигеева И. В, Ипатова Л. Г, Елесин А. Г, Тощев Н. В, Сарсикеева А. Е, Гольцман А. А, Парфентьева Е. Ф, Завьялова Л. В, Кузьмина Т. И, Каипова С. А, Протопопова С. В, Сарсикеева С. Н, Полковникова Е. М, Моженова Л. А, Сарсикеев Р. Б, Носонова Л. М, Нургалеева Г. А, Арсеньева А. С.
Жизнь детского дома – это жизнь вообще, с кастрюлями, подушками, огородом, уборкой территории и многое, многое другое. Без обслуживающего персонала эта жизнь была бы невозможна. Спасибо им огромное за достойную работу, за помощь в воспитании детей, за понимание и поддержку.
2011 год – юбилейный год для Тютринской специальной (коррекционной) школы – интерната. 70 лет детскому дому и 50 лет вспомогательной школе.
Я от души поздравляю всех, кто работает в школе, кто нас знает, кто помогает с двойным праздником и желаю всем исполнения желаний.

Директор школы: Тимофеева Марина Ивановна.
Просмотров: 555 | Добавил: tutrino | Рейтинг: 3.0/1
Всего комментариев: 1
1 Bia  
0
Now that's sutebl! Great to hear from you.

Имя *:
Email *:
Код *:
Праздники

Полезные ссылки
Федерального значения * * Регионального значения * * Муниципального значения * *

Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Посещения

Друзья сайта
** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** ** **

О прекрасном


Copyright MyCorp © 2024